Использование
интерактивных методов обучения на уроках литературного чтения
(на примере
изучения повести А.С. Пушкина «Дубровский»)
Тема: Закрепление всех прочитанных глав
повести А.С.Пушкина « Дубровский». Характеристика Владимира Дубровского.
Цели: а)
когнитивная:
б)
психомоторная:
в)
аффективная:
Оборудование: Портрет А.С. Пушкина, сборник его
произведений, графические организаторы, переносная доска с ключевыми словами.
Требования
ГОСТа: Умение
анализировать прочитанное, рассуждать на заданную ситуацию.
Ход урока: 1. Организационный момент
(Приветствие учителем учащихся).
2. Проверка
домашнего задания: Пересказ по плану:
1.Лагерь в
лесу. 2.Занятия разбойников. 3.Сигнал тревоги. 4.Сражение с солдатами.
5.Дубровский скрылся. 6.Свадьба Маши. 7.Прощание с Дубровским.
Фаза вызова: Мозговой штурм. Цель его –
подтолкнуть учащихся к выдвижению большого числа идей, в том числе, самых
невероятных и фантастических. Данный интерактивный метод позволяет во время
урока активизировать учеников, снять утомление, включить всех обучаемых в
процесс поиска идей.
- Какова
внешность Дубровского?
- Где учился
Владимир Дубровский?
- Как он
относился к крепостным?
- Почему
Владимир решил поджечь свой дом?
- Расскажите
об отношении крестьян и Владимира Дубровского.
- Какие
поступки говорят о смелости Дубровского?
После
проведения мозгового штурма целесообразно применить такой инновационный
педагогический прием, как разработка кластера. Несомненным его достоинством
является развитие вариативности мышления, способности устанавливать связи и
отношения изучаемого субъекта.
Итак, в
центре классной доски записывается ключевое словосочетание Владимир
Дубровский, а затем фиксируются слова или предложения, которые связаны с
главным героем пушкинской повести.
Фаза
осмысления:
На стадии
осмысления также можно составить синквейн, что в переводе с французского
языка означает "пять”. Как известно, синквейн – это специфическое стихотворение
(без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена, свернута информация
по теме и охарактеризована своими словами, вариативно, с различных позиций.
Методика составления синквейна:
1.В первой
строке тема называется одним словом (существительным).
2. Вторая
строка – описание темы двумя прилагательными.
3. Третья
строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая
строка – фраза из четырех слов, характеризующая отношение к теме.
5. Последняя
строка – синоним, одно слово, повторяющее суть темы.
Синквейн "Дубровский”:
1. _______ Дубровский
2. _____
_______ Отважный, смелый
3._______
________ _______ Дубровский мечтал отомстить
4._______
_______ _______ _______С трудом принял решение не мстить
5. _______ Герой
На стадии
размышления оправданно использование диаграммы Венна, которая строится
на двух пересекающихся кругах. Данный интерактивный прием позволяет провести
анализ и синтез при рассмотрении двух аспектов, имеющих различные и общие
черты. Он также развивает спектр целевых ориентаций на личностные структуры.
Ученикам предлагается в составе малых групп составить список характеристик
Дубровских, которые на их взгляд являются общими для сына и отца.
На
протяжении всего урока по литературному чтению, ученики заполняют таблицу.
На фазе
вызова учитель предлагает учащимся заполнить графу ЗНАЮ, до проведения
мозгового штурма - графу ХОЧУ УЗНАТЬ и к концу урока на стадии рефлексии
– УЗНАЛ.
Домашнее
задание: Написать
эссе на тему: «Можно ли Дубровского назвать героем?»
|