Сайт русского языка и литературы

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки литературы » 8 класс

Капитанская дочка

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Д.И.Фонвизин "Недоросль”.

Цели:

·                    развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение;

·                    развивать навыки сравнительного анализа характеров героев (Швабрина, Гринева, Пугачева, Маши Мироновой);

·                    помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести;

·                    воспитывать способности к нравственному выбору.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Проблемные вопросы:

1) Какие сцены, эпизоды повести запомнились вам больше всего, представляются особенно яркими?

2) Изменилось ли ваше отношение к героям повести после разбора произведения или осталось тем же? Если изменилось, то в чем?

3) Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?

4) Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем?

5) Как вы понимаете эпиграф к повести? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге?

Проблемная ситуация

Среди предложенных на карточках слов, с помощью которых описывают обычно характеры людей, выберите те, которые относятся к Швабрину, Гриневу, Пугачеву.

(Самостоятельная работа в тетрадях)

Швабрин

Гринев

Пугачев

подлость

впечатлительность

жестокость

предательство

смелость

великодушие

жестокость

храбрость

смелость

властолюбие

решительность

доброта

слабость духа

преданность

вспыльчивость

трусость

верность

одиночество

хитрость

искренность

властность

изворотливость

потребность в любви

милосердие

одиночество

прямодушие

благодарность

6) Почему Швабрин вызывает наше презрение? Есть ли в его характере хотя бы одно «светлое пятнышко»?

7) Каких душевных качеств, в отличие от Гринева, начисто лишен Швабрин?

8) Жаль вам Швабрина или нет?

9) В литературоведении высказана мысль о том, что причиной измены Швабрина стала его страстная любовь к Маше Мироновой, нежелание «уступить» ее Гриневу. Согласны ли вы с этой мыслью? Свой ответ обоснуйте.

10) Сравните эту оценку Пугачева с отношением к Пугачеву Гринева.

Что понял и чего не понял Гринев в Пугачеве и крестьянском восстании?

11) Иногда Пугачев ведет себя воистину по-царски. В каком эпизоде находят свое выражение и его великодушие и душевная широта, и подлинно русский размах?

12) Какие нравственные открытия приносит Гриневу воспитание жизнью?

13) Как можно было бы изобразить герб дома Гриневых, учитывая нравственные уроки, которые преподнесла ему жизнь?

14) А что увлекает нас в истории любви Маши и Гринева?

Проблемная ситуация

М.И.Цветаева признавалась, что Маша Миронова чрезвычайно ее раздражала своими обмороками, слезами, бледностью. Разделяете ли вы такое отношение к капитанской дочке?

15) Некоторые литературоведы усматривают в образе Маши Мироновой сходство с женами декабристов. Есть ли между ними что–то общее, на ваш взгляд?

16) Почему, по-вашему, повесть, главными героями которой являются Гринев и Пугачев, названа "Капитанская дочка”? (В чем Маша Миронова проявила себя как подлинная дочь своего отца?)

Проблемный вопрос

Дайте аргументированный ответ, какая мысль романа вам кажется самой важной и почему.

3. Подведение итогов.

Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.

Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать?

Загадки жанра произведения, характера героев: Маши Мироновой, Пугачева, Гринева; учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.

Таким образом, загадки романа – это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.

Категория: 8 класс | Добавил: BelousovaEleonora (05.01.2014)
Просмотров: 4547 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: