Сайт русского языка и литературы

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки русского языка » 5 класс

Синонимы

Тема. Синонимы.

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых  стилистических  различий синонимов; закрепить умения работать с книгой и словарем.

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемое оборудование: 


доска;


компьютер;


мультимедийный проектор;


Краткое описание: 

 Урок позволяет познакомить учащихся с синонимами, научить подбирать их к словам и находить синонимы в тексте, расширить лексический запас, развивать навык работы со словарной статьей. Для реализации задач были использованы различные приемы: практические задания, работа со словарем, наглядные пособия, игровые технологии.

 

                                                       Ход урока.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приступаем к изучению нового материала. Тему урока вы можете узнать, разгадав ребус.

Учитель: Итак, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

Ученики. Синонимы.

Учитель: Правильно. Запишите тему урока. А что такое синонимы? Сейчас я вам объясню. Все присутствуют на уроке?

(Распахивается дверь. Трое отсутствующих вбегают в класс)

- Не сердитесь на нас, - говорит один.

- Не обижайтесь, прошептал второй.

- Не дуйтесь, попросил третий.

Учитель:

- Где вы были? - строго спрашивает учитель.

- В школе, тут близко, сообщил первый.

- Совсем недалеко, - подтвердил второй.

- Рядом, - кивнул третий.

Учитель:

- Что вы там делали? И почему вы так странно отвечаете? Говорите все об одном и том же, но по - разному. Ребята, а вы заметили это?

Все слова, которые нас заинтересуют, мы будем записывать в тетрадь. Запишите: рядом, близко, недалеко.

Учитель: Вы любите ли вы ходить в зоопарк?

Ответ ученика: Да.

Учитель: Представьте, что мы идем по дорожкам в зоопарке, видим много разных животных. Вот в вольере лежит большой зверь. Посмотрите на картинку.



Кого вы видите там?

Ответ ученика: Бегемота.

Учитель: А оказывается его можно назвать по – другому – гиппопотам.

Запишем: бегемот, гиппопотам.

Из зоопарка мы с вами решили отправиться в сад, там много красивых цветов, но среди всех выделяется розовый куст.



— Вам нравятся розы?

Ответ ученика: Да.

Учитель: Попробуем охарактеризовать ее по цвету. Какая она?

Ответ ученика: Красного, алого.

Учитель: А есть еще другие названия красного цвета –



Запишите в тетрадях: красный, + синонимический ряд.

Учитель: А каким запахом они могут обладать?

Ответ ученика: Ароматный, душистый, пахучий.

Учитель: А еще говорят о розе, что она благоуханная.

Учитель: Близки ли по значению эти слова?

Ответ ученика: Да

Учитель: Одной ли они части речи?

Ответ ученика: Да (здесь имя прилагательное)

Учитель: Итак, слова одной и той же части речи, близкие или одинаковые по своему значению называются синонимами.

Посмотрим, как объясняется значение этого слова в переводе с латинского языка


Учитель: Слово «Синонимы» образовалось от греческого слова sinоnimos - «одинаковый, одноимённый». По-гречески часть «ним» означает «имя» 

Греческая приставка СИН - (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др.  Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения – «общность, совместимость»

А сейчас послушайте стихотворение и попробуйте найти и записать синонимы, если они здесь есть.

Зябнет осинка, 
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни, 
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
Дуб дождя и ветра не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.
Приятелей много, а друга нет.


Зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет.


Бураны, вьюги, метели.


Выносливый, закалённый.


Учитель: Почему вы решили, что это синонимы?

Ученик: Обозначают одно и то же, но по-разному, являются одной и той же части речи.

Учитель: Какой частью речи являются синонимы в 1-ой группе?

Ученик: Глаголы.

Учитель: Во втором?

Ученик:  Существительные.

Учитель: А в третьей?

Ученик: Прилагательные.

Учитель: Что сильнее – буран или метель?

Учитель: Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы?

Ученик: Силою ветра.

Учитель: то есть оттенками лексического значения.

Сделаем вывод из того, что мы узнали о синонимах:



Учитель.

- А сейчас, давайте поиграем.

1. Найдите синонимы в первом и во втором столбиках. Спишите слова и соедините их стрелками.

Огонь скакать

Шалун аккуратный

Чистый скакун

Конница азбука

Прыгать пламя

Конь кавалерия

Алфавит озорник

- Проверьте, правильно ли вы нашли синонимы.



2. Следующая игра называется «Лови - назови». На ваших столах лежат слова, сначала придумайте к ним синонимы, и когда я буду вам подбрасывать мячик ваша задача поймать и назвать к этому слову синоним.

Дорога, мокрый, неправда, свидание, жаркий, автомобиль, аромат, битва, болезнь, холод, горе, медленно, вежливый, дружба, имя.

3. А теперь я предлагаю вам следующую игру. Поиграем в синонимы. Я говорю слово, а вы подбираете синонимы (устно).

Итак, внимание.

Учитель: грустный – Возможный ответ ученика: печальный

Учитель: большой — Возможный ответ ученика: огромный, громадный

Учитель: радостный — Возможный ответ ученика: веселый

Учитель: засмеялся — Возможный ответ ученика: захохотал

Учитель: Вы умницы, потому что подобрали слова одной и той же части речи.

Учитель: Всем вам хорошо известно слово хлеб. Представьте, что вы зашли в булочную и спрашиваете у продавца, какой сегодня хлеб. (Приложение 1, слайд 6).

Ответ ученика: Свежий.

Учитель: А еще какие синонимы мы подберем к слову свежий?

Ответ ученика: Мягкий, сегодняшний.

Учитель: А если продавец ответит, что он несвежий, то каким еще словом мы можем назвать его?

Ответ ученика: Черствый, твердый, вчерашний, сухой..


Игра «Кто больше».


Три ряда – три команды. Задание: написать за минуту синонимы только к одному слову.

1-й ряд: ХРАБРЫЙ – бесстрашный, мужественный, смелый, отважный.

2-й ряд: СТРАШИТЬСЯ – бояться, трусить, дрожать от страха, робеть.

3-й ряд: ЗАГРУСТИТЬ – затужить, закручиниться, пригорюниться.

Фронтальная проверка, подведение итогов.


Учитель. Ребята, предлагаю игру «Замени одним словом»:


Пустой разговор – (болтовня).

Высокий, неуклюжий юноша – (долговязый).

Желание кого-то оставить позади – (обскакать).

Излишне медленный шаг – (черепаший).

Смотреть важно, свысока – (взирать).

Смотреть нахально, бесстыдно – (глазеть).


Учитель: Посмотрим на экран. Что здесь изображено?





Ученик: Дом.

Учитель: Дом, а как еще можно назвать его?

Ответ ученика: Здание, строение, жилище, особняк…

Учитель: Что на этой картинке делает мальчик?



Ответ ученика: Бежит, мчится, несется, летит…

Учитель: Перед нами высокий человек. Как еще мы можем назвать его?



Ответ ученика: Длинный, долговязый.

Учитель: А теперь давайте определим части речи слов на каждой картинке.

1 картинка – это все имя существительное.

2 картинка – глагол.

3 картинка – имя прилагательное.

Когда вы подбираете синонимы к заданному слову, вы приводите несколько примеров. Все они составляют интересное явление, которое называется синонимический ряд. Итак, сколько же у нас получилось синонимических рядов?

Ответ ученика: Три.

Учитель: А сейчас поиграем в прятки с синонимами. А поможет нам в этой игре компьютер. Они спрятались, найдите им пару. Подберите синонимы к словам в первом столбике.



Вы искали пару синонимов, трудно ли вам было? Ведь у вас были подсказки. А можно эти же слова найти в специальном словаре синонимов.



Есть такие слова, к которым непросто подобрать синонимы. Тогда нужно заглянуть в словарь. А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь?

Ответ ученика: Дает возможность обогатить нашу лексику. А лексика – это словарный состав.

Ответ ученика: Для того, чтобы найти точное слово в творческой работе, показать богатство нашей речи.

Учитель: Вот представьте только, что для обозначения какого - то признака, предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое - то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.

— Рассмотрим данный текст.



Учитель: Что вам не нравится в этом тексте?

Ответ ученика: Повтор одного итого же слова.

Учитель: Это речевой недочет. Можно ли его исправить?

Ответ ученика: Да.

Учитель: Как? Какими словами мы можем заменить слово «блестят»?

Ответ ученика: Сверкать, сиять, светится, лучится.

Учитель: Запишите этот же текст в исправленном варианте. У кого лучше получилось?

(Ученик читает свой текст)
- Ребята, я написала для вас стихотворение про любимую вам всем школьную переменку. Давайте выразительно его прочитаем. (Один из учеников читает стихотворение.)

Что случилось в пятом классе?

Что за шум здесь, что за гам?

Скачут Таня, Витя, Саша,

Прыгают Наташа с Машей.

Засмеялись Толя с Пашей,

Прыснули от смеха Даши,

Захихикал и Захар.

Мимо парт несётся Сонька,

А за ней бежит Алёнка,

Мчатся, никого не видя,

Женька, Оля, Надя, Дима,

И летят во весь опор

Лена, Галя и Егор.

А в сторонке, у окошка,

Очень тихо, про себя,

Учит правило, наверно,

Ученик – отличник Гена.

Что же здесь произошло?

Это просто ПЕРЕМЕНА!

Словом, всё здесь хорошо!

- Посмотрим, кто больше всех найдёт в этом стихотворении слов-синонимов и составит из них синонимические ряды.

Проверь себя.

Случилось – произошло;

шум – гам;

скачут – прыгают;

засмеялись – прыснули – захихикал;

несётся – бежит – мчатся – летят;

очень тихо - про себя.

- Как вы думаете, для чего нужны синонимы? Какую роль они играют в нашей речи?

(Синонимы делают нашу речь более выразительной, красивой, помогают избегать повторов.)

.


Вспомните сказку Д.Н.Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца» - прочитайте отрывок из этой сказки и определите какого типа этот текст. (Отрывок дан на карточках)


«Никого я не боюсь! – крикнул Заяц на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут» Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц, слушают и своим собственным ушам не верят, очень уж забавно выходит, чтобы Заяц никого не боялся.
Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки – зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы. Очень уж смешной Заяц!

- Докажите, что это текст – повествование. Найдите в тексте синонимы.


собрались
сбежались
приплелись

хихикнули
засмеялись
улыбнулись


- Представьте, что этих слов-друзей в тексте не будет. Вот что тогда получится. (Подготовленный ученик читает новый текст.)

«Никого я не боюсь! – крикнул Заяц на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут» Прибежали старые зайцы, прибежали маленькие зайчата, прибежали старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц, слушают и своим собственным ушам не верят, очень уж забавно выходит, чтобы Заяц никого не боялся.
Засмеялись молодые зайчата, засмеялись добрые старушки – зайчихи, засмеялись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы. Очень уж смешной Заяц!

- Понравился ли вам рассказ? Почему?
- Какие ошибки в построении текста-повествования помогли исправить синонимы? (Повторы.)

( Стук в дверь. Появляется почтальон Печкин и подаёт пакет учителю):

Учитель: (читает)

Пакет адресован для вручения

Словам, близким по значению.

Только вот забыла я,

Как их зовут, мои друзья!

Ученики: Синонимы.

Учитель: Что мы называем синонимами?

(Ответ учащихся).

Учитель.

- Ребята! Здесь на карте дом Синонимов. В квартире № 1 живёт один из братьев по имени Смелый.


Назовите имена остальных братьев.

( Храбрый, Мужественный, Отважный, Бесстрашный, Решительный).

Подведение итогов урока

Учитель. Интересно ли было вам окунуться в мир синонимов? Какую практическую пользу вы извлекли из нашей работы?

Оценки за урок.

Домашнее задание

А сейчас запишем домашнее задание.


- Написать сочинение на тему «Зачем нам нужны синонимы?».

Завершение урока


А завершим урок словами из стихотворения поэта Н. Рыленкова.

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни, -

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками.

И сколько отдал им душевной теплоты.

Категория: 5 класс | Добавил: BelousovaEleonora (28.12.2017)
Просмотров: 415 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: