Сайт русского языка и литературы

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки русского языка » 5 класс

Устаревшие слова

Открытый урок русского языка по теме "Устаревшие слова". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • Сформировать представление об устаревших словах как еще одной группе необщеупотребительных слов;
  • Понять, по каким признакам мы можем отличить устаревшие слова: историзмы от архаизмов;

Планируемый результат:

  • Личностные умения: научиться использовать приобретенные знания для решения учебных задач.

Метапредметные:

Познавательные:

  • Умение отличать устаревшие слова от других лексических групп слов;
  • Умение отличать историзмы от архаизмов;
  • Умение находить необходимое слово в словаре;
  • Умение использовать при необходимости устаревшие слова;
  • Умение применять

Регулятивные:

  • Умение поставить учебную задачу;
  • Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • Умение соотносить учебные действия с правилом;
  • Умение выполнять действие по алгоритму.
  • Умение соотносить результат действий с эталоном;
  • Уметь адекватно оценивать свою деятельность;

Коммуникативные:

  • Умение формулировать высказывание;
  • Умение договариваться в группах.

Ресурсы:

  • Презентация Power Point "Причастие как особая форма глагола".
  • Компьютер, проектор.
  • Учебник "Русский язык 5 класс" С.И.Львова, В.В.Львов

Формы работы:

  • Индивидуальная
  • Групповая
  • Парная

Ход урока

I. Мотивационный этап.

Разговор двух дам на балу.

Зизи. Завтра, Китти, мы с маман уезжаем в имение на долгих. Уговаривала поехать в дормезе, так нет, экономим!

Китти. А ты видела княгиня Воронцова приехала в карете с гайдуками, форейтором на шестерне. Эффектно, ничего не скажешь! Она может себе это позволить!! Вы уже расписали сегодняшние танцы?

З. Котильон я уже обещала Оболенскому. Об остальных еще не решила. А где твой папа?

К. У него талия в штосс - вон там, в кабинете.

З. Посмотри, Мими сегодня в платье от новой модистки: с турнюром и шамизетками. Да и фероньерки небывалой красоты.

К. Сегодня обещал быть император, поэтому на маман парюра.

Что вы поняли из разговора двух дам?

II. Актуализация и пробное учебное действие.

Давайте выберем одно слово из всех непонятных и предположим, что же оно обозначает: фероньерка (развернитесь в четверки, напишите предполагаемое значение на листочке)

Сыграем в игру "Надувалочка". Я читаю составленные вами значения слова, ваша задача из всех названных значений выбрать то, которое, по-вашему, является правильным.

 
 

Подводим итоги: если вы угадали правильное значение слова, вы набрали 2 балла. Если вы выбрали неверное толкование слова, то 1 балл получает та команда, которая придумала это толкование. Сколько команд выбрали одно и то же неверное толкование, столько "надувальных очков" получает автор версии. Правильная версия была такой: слайд № 3

III. Выявление места и причины затруднения.

Почему возникли проблемы с определением лексического значения слова? Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Попробуйте сформулируйте учебную задачу на сегодняшний урок.

Обучающиеся предполагают, на какие вопросы они должны получить ответ к концу урока.

Что обозначают эти слова?

Как называются?

Зачем нужны такие слова?

Каково их происхождение? и т.п.

С чего нужно начать свою деятельность?

Какими будут этапы этой деятельности? (расставляем заданные вопросы в логическом порядке)

Реализация построенного проекта.

Где же можно узнать лексические значения подобных слов? В каких словарях? Слайд № 4

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Проговорите: каковы ваши действия, если вы встречаете незнакомое слово?

Найдите значение слов в разных словарях.

Какая помета стоит рядом со словом в толковом словаре? Что она обозначает?

Итак, сегодня мы будем говорить о чем?

Можете ли вы привести еще примеры устаревших слов? Можно воспользоваться всеми словарями.

Как вы думаете, а почему те слова, которые сегодня упоминались вышли из употребления?

Движемся дальше в глубь веков. А бывает ли еще какая-нибудь причина, по которой уходят слова?

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Соотнесите названия частей тела человека и устаревшие слова.

Слайд № 5

Проверим по образцу, оценим свои знания. Слайд № 6

В чем разница с предыдущей группой?

Попробуйте сделать вывод (устаревшие слова отличаются друг от друга). Отгадайте, как они называются. Ребус. Слайд № 7

Теперь мы знаем, что устаревшие слова называются историзмы и архаизмы.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Упражнение № 1. Угадайте, из каких произведений отрывки, найдите устаревшие слова в предложениях, объясните: это историзмы или архаизмы?

Слайд № 8 - 14

1) "Буду служить тебе славно,

2)

Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу".

3)

Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин:

4) Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья.

5)

На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка:

6)

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами:

7)

Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.

8)

Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.

Упражнение № 2. Творческое задание. Составьте бестолковый словарь, используя сначала толковый. Например: Целовальник - должностное лицо в Русском государстве, выбиравшиеся? для исполнения судебных, финансовых и?полицейских обязанностей.

Целовальник - человек, который любит целоваться.

 
1 четверка 2 четверка 3 четверка 4 четверка 5 четверка 6 четверка
ложный правильный л п л п л п л п л п
                       
Устаревшие слова Значение слова из словаря Бестолковый словарь
Дворовые    
Графиня    
Недоросль    
Полушка    
Катеринка    
Дышло    
Кашемир    
Китайка    
Кокошник    
Лорнет    
Мажордом    
Ментик    
Повойник  
Категория: 5 класс | Добавил: BelousovaEleonora (13.09.2019)
Просмотров: 320 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: