Сайт русского языка и литературы

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки русского языка » 6 класс

Фонетика

Фонетика. Орфоэпия - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе

Цель: закреплять знания о фонетике и орфоэпии русского языка, понятие о соотношении фонетики и орфографии, произ­ношения и правописания.

 

Планируемые результаты: владение навыками фонетического анализа слова; знание порядка фонетического разбора; умения выразительно читать, объяснять языковые процессы и явления, работать в группах.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

Упр. 10, 13 - чтение и анализ творческих работ.

Выступления (ситуации общения) и их обсуждение.

III. Самоопределение к деятельности

— Что такое звук?

Чем звук отличается от буквы? Можно ли произносить бук­вы? (Звуки мы слышим и произносим. Буквы произносить нель­зя, они являются лишь графическим изображением звуков.) Что вы можете рассказать о звуках в русском языке?

Какая наука изучает звуки? (Фонетика.)

Какая наука тесно связана с фонетикой? Что она изучает? (Орфоэпия — раздел науки о языке, в котором изучаются пра­вила, законы, нормы правильного произношения.)

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по фонетике и орфоэпии, потренироваться в фонетическом разборе слов.)

  1. Работа по теме урока
  2. Работа по учебнику

(Обсуждение вопросов и задания рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 12).)

Дополнительные вопросы

Сколько букв в русском алфавите? (33.)

Сколько звуков в русском языке? (Количество звуков под­считать практически невозможно. Мы группируем сходные звуки и обозначаем их определёнными буквами.)

 

Назовите все буквы русского алфавита.

(Несколько учеников рассказывают. Необходимо следить за тем, чтобы все буквы были названы правильно.)

Какие буквы не обозначают звуков? (Буквы ъ и ь.)

Какие буквы могут обозначать два звука? (Буквы е, ё, ю, я.)

Произношение каких гласных и согласных звуков не совпа­дает с написанием? (Безударных гласных, а также согласных на конце слова и перед противоположными по звонкости со­гласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.)

Что называется транскрипцией? (Запись слов, соответству­ющая звучанию.)

  1. Фонетический разбор слов

(Чтение теоретического материала учебника (с. 12). Далее раз­бор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 — частота, вариант 2 — чистота.)

Что вы заметили? (Фонетический облик этих слов одинаков: [ч'истата], значит, правильно написать слово поможет только контекст, проясняющий его значение.)

Составьте и запишите словосочетания с обоими словами. (Частота пульса, душевная чистота.)

  1. Работа по учебнику
  2. Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоя­тельных наблюдений” (с. 15).
  3. Упр. 14, 16 — выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учениками, обсуждение вопросов.
  4. Упр. 17 — отработка произношения скороговорок, обсужде­ние вопросов, самостоятельные наблюдения
  5. Упр. 18 — отработка правильного произношения: алфавит, му[з']ёй, сантиметр, скворё[ш]ник, яй[ш]ница.

— Запишите слова в алфавитном порядке.

  1. Упр. 20 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.
  2. Закрепление изученного материала
  3. Фонетический анализ слов

— Определите, в каком слове букв меньше, чем звуков. Чувство, стоять, поют, тёплый.

  1. Работа по учебнику

(Упр. 22 — комментированное письмо.)

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 1 - самостоятельное выполнение.)

  1. Загадка-шутка

— Какие слова состоят из ста одинаковых букв? (Стог, сток, стол, стон, стоп, стой, стою, стоя.)

  1. Подведение итогов урока

— Как связаны фонетика и орфография?

— Что изучает орфоэпия?

— Зачем нужно изучать фонетику и орфоэпию?

Домашнее задание

  1. Учебник: §4, упр. 15, 19, 21.
  2. Рабочая тетрадь: задание 5.

    Фонетика. Орфоэпия - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе

    Цель: закреплять знания о фонетике и орфоэпии русского языка, понятие о соотношении фонетики и орфографии, произ­ношения и правописания.

     

    Планируемые результаты: владение навыками фонетического анализа слова; знание порядка фонетического разбора; умения выразительно читать, объяснять языковые процессы и явления, работать в группах.

    Ход урока

  3. I. Организационный момент
  4. II. Проверка домашнего задания
  5. Упр. 10, 13 - чтение и анализ творческих работ.

    Выступления (ситуации общения) и их обсуждение.

    III. Самоопределение к деятельности

    — Что такое звук?

    Чем звук отличается от буквы? Можно ли произносить бук­вы? (Звуки мы слышим и произносим. Буквы произносить нель­зя, они являются лишь графическим изображением звуков.) Что вы можете рассказать о звуках в русском языке?

    Какая наука изучает звуки? (Фонетика.)

    Какая наука тесно связана с фонетикой? Что она изучает? (Орфоэпия — раздел науки о языке, в котором изучаются пра­вила, законы, нормы правильного произношения.)

    Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по фонетике и орфоэпии, потренироваться в фонетическом разборе слов.)

  6. Работа по теме урока
  7. Работа по учебнику
  8. (Обсуждение вопросов и задания рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 12).)

    Дополнительные вопросы

    Сколько букв в русском алфавите? (33.)

    Сколько звуков в русском языке? (Количество звуков под­считать практически невозможно. Мы группируем сходные звуки и обозначаем их определёнными буквами.)

     

    Назовите все буквы русского алфавита.

    (Несколько учеников рассказывают. Необходимо следить за тем, чтобы все буквы были названы правильно.)

    Какие буквы не обозначают звуков? (Буквы ъ и ь.)

    Какие буквы могут обозначать два звука? (Буквы е, ё, ю, я.)

    Произношение каких гласных и согласных звуков не совпа­дает с написанием? (Безударных гласных, а также согласных на конце слова и перед противоположными по звонкости со­гласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.)

    Что называется транскрипцией? (Запись слов, соответству­ющая звучанию.)

  9. Фонетический разбор слов
  10. (Чтение теоретического материала учебника (с. 12). Далее раз­бор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 — частота, вариант 2 — чистота.)

    Что вы заметили? (Фонетический облик этих слов одинаков: [ч'истата], значит, правильно написать слово поможет только контекст, проясняющий его значение.)

    Составьте и запишите словосочетания с обоими словами. (Частота пульса, душевная чистота.)

  11. Работа по учебнику
  12. Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоя­тельных наблюдений” (с. 15).
  13. Упр. 14, 16 — выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учениками, обсуждение вопросов.
  14. Упр. 17 — отработка произношения скороговорок, обсужде­ние вопросов, самостоятельные наблюдения
  15. Упр. 18 — отработка правильного произношения: алфавит, му[з']ёй, сантиметр, скворё[ш]ник, яй[ш]ница.
  16. — Запишите слова в алфавитном порядке.

  17. Упр. 20 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.
  18. Закрепление изученного материала
  19. Фонетический анализ слов
  20. — Определите, в каком слове букв меньше, чем звуков. Чувство, стоять, поют, тёплый.

  21. Работа по учебнику
  22. (Упр. 22 — комментированное письмо.)

  23. Выполнение задания в рабочей тетради
  24. (Задание 1 - самостоятельное выполнение.)

  25. Загадка-шутка
  26. — Какие слова состоят из ста одинаковых букв? (Стог, сток, стол, стон, стоп, стой, стою, стоя.)

  27. Подведение итогов урока
  28. — Как связаны фонетика и орфография?

    — Что изучает орфоэпия?

    — Зачем нужно изучать фонетику и орфоэпию?

    Домашнее задание

  29. Учебник: §4, упр. 15, 19, 21.
  30. Рабочая тетрадь: задание 5.

    Фонетика. Орфоэпия - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе

    Цель: закреплять знания о фонетике и орфоэпии русского языка, понятие о соотношении фонетики и орфографии, произ­ношения и правописания.

     

    Планируемые результаты: владение навыками фонетического анализа слова; знание порядка фонетического разбора; умения выразительно читать, объяснять языковые процессы и явления, работать в группах.

    Ход урока

  31. I. Организационный момент
  32. II. Проверка домашнего задания
  33. Упр. 10, 13 - чтение и анализ творческих работ.

    Выступления (ситуации общения) и их обсуждение.

    III. Самоопределение к деятельности

    — Что такое звук?

    Чем звук отличается от буквы? Можно ли произносить бук­вы? (Звуки мы слышим и произносим. Буквы произносить нель­зя, они являются лишь графическим изображением звуков.) Что вы можете рассказать о звуках в русском языке?

    Какая наука изучает звуки? (Фонетика.)

    Какая наука тесно связана с фонетикой? Что она изучает? (Орфоэпия — раздел науки о языке, в котором изучаются пра­вила, законы, нормы правильного произношения.)

    Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по фонетике и орфоэпии, потренироваться в фонетическом разборе слов.)

  34. Работа по теме урока
  35. Работа по учебнику
  36. (Обсуждение вопросов и задания рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 12).)

    Дополнительные вопросы

    Сколько букв в русском алфавите? (33.)

    Сколько звуков в русском языке? (Количество звуков под­считать практически невозможно. Мы группируем сходные звуки и обозначаем их определёнными буквами.)

     

    Назовите все буквы русского алфавита.

    (Несколько учеников рассказывают. Необходимо следить за тем, чтобы все буквы были названы правильно.)

    Какие буквы не обозначают звуков? (Буквы ъ и ь.)

    Какие буквы могут обозначать два звука? (Буквы е, ё, ю, я.)

    Произношение каких гласных и согласных звуков не совпа­дает с написанием? (Безударных гласных, а также согласных на конце слова и перед противоположными по звонкости со­гласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.)

    Что называется транскрипцией? (Запись слов, соответству­ющая звучанию.)

  37. Фонетический разбор слов
  38. (Чтение теоретического материала учебника (с. 12). Далее раз­бор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 — частота, вариант 2 — чистота.)

    Что вы заметили? (Фонетический облик этих слов одинаков: [ч'истата], значит, правильно написать слово поможет только контекст, проясняющий его значение.)

    Составьте и запишите словосочетания с обоими словами. (Частота пульса, душевная чистота.)

  39. Работа по учебнику
  40. Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоя­тельных наблюдений” (с. 15).
  41. Упр. 14, 16 — выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учениками, обсуждение вопросов.
  42. Упр. 17 — отработка произношения скороговорок, обсужде­ние вопросов, самостоятельные наблюдения
  43. Упр. 18 — отработка правильного произношения: алфавит, му[з']ёй, сантиметр, скворё[ш]ник, яй[ш]ница.
  44. — Запишите слова в алфавитном порядке.

  45. Упр. 20 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.
  46. Закрепление изученного материала
  47. Фонетический анализ слов
  48. — Определите, в каком слове букв меньше, чем звуков. Чувство, стоять, поют, тёплый.

  49. Работа по учебнику
  50. (Упр. 22 — комментированное письмо.)

  51. Выполнение задания в рабочей тетради
  52. (Задание 1 - самостоятельное выполнение.)

  53. Загадка-шутка
  54. — Какие слова состоят из ста одинаковых букв? (Стог, сток, стол, стон, стоп, стой, стою, стоя.)

  55. Подведение итогов урока
  56. — Как связаны фонетика и орфография?

    — Что изучает орфоэпия?

    — Зачем нужно изучать фонетику и орфоэпию?

    Домашнее задание

  57. Учебник: §4, упр. 15, 19, 21.
  58. Рабочая тетрадь: задание 5.

    Фонетика. Орфоэпия - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе

    Цель: закреплять знания о фонетике и орфоэпии русского языка, понятие о соотношении фонетики и орфографии, произ­ношения и правописания.

     

    Планируемые результаты: владение навыками фонетического анализа слова; знание порядка фонетического разбора; умения выразительно читать, объяснять языковые процессы и явления, работать в группах.

    Ход урока

  59. I. Организационный момент
  60. II. Проверка домашнего задания
  61. Упр. 10, 13 - чтение и анализ творческих работ.

    Выступления (ситуации общения) и их обсуждение.

    III. Самоопределение к деятельности

    — Что такое звук?

    Чем звук отличается от буквы? Можно ли произносить бук­вы? (Звуки мы слышим и произносим. Буквы произносить нель­зя, они являются лишь графическим изображением звуков.) Что вы можете рассказать о звуках в русском языке?

    Какая наука изучает звуки? (Фонетика.)

    Какая наука тесно связана с фонетикой? Что она изучает? (Орфоэпия — раздел науки о языке, в котором изучаются пра­вила, законы, нормы правильного произношения.)

    Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по фонетике и орфоэпии, потренироваться в фонетическом разборе слов.)

  62. Работа по теме урока
  63. Работа по учебнику
  64. (Обсуждение вопросов и задания рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 12).)

    Дополнительные вопросы

    Сколько букв в русском алфавите? (33.)

    Сколько звуков в русском языке? (Количество звуков под­считать практически невозможно. Мы группируем сходные звуки и обозначаем их определёнными буквами.)

     

    Назовите все буквы русского алфавита.

    (Несколько учеников рассказывают. Необходимо следить за тем, чтобы все буквы были названы правильно.)

    Какие буквы не обозначают звуков? (Буквы ъ и ь.)

    Какие буквы могут обозначать два звука? (Буквы е, ё, ю, я.)

    Произношение каких гласных и согласных звуков не совпа­дает с написанием? (Безударных гласных, а также согласных на конце слова и перед противоположными по звонкости со­гласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.)

    Что называется транскрипцией? (Запись слов, соответству­ющая звучанию.)

  65. Фонетический разбор слов
  66. (Чтение теоретического материала учебника (с. 12). Далее раз­бор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 — частота, вариант 2 — чистота.)

    Что вы заметили? (Фонетический облик этих слов одинаков: [ч'истата], значит, правильно написать слово поможет только контекст, проясняющий его значение.)

    Составьте и запишите словосочетания с обоими словами. (Частота пульса, душевная чистота.)

  67. Работа по учебнику
  68. Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоя­тельных наблюдений” (с. 15).
  69. Упр. 14, 16 — выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учениками, обсуждение вопросов.
  70. Упр. 17 — отработка произношения скороговорок, обсужде­ние вопросов, самостоятельные наблюдения
  71. Упр. 18 — отработка правильного произношения: алфавит, му[з']ёй, сантиметр, скворё[ш]ник, яй[ш]ница.
  72. — Запишите слова в алфавитном порядке.

  73. Упр. 20 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.
  74. Закрепление изученного материала
  75. Фонетический анализ слов
  76. — Определите, в каком слове букв меньше, чем звуков. Чувство, стоять, поют, тёплый.

  77. Работа по учебнику
  78. (Упр. 22 — комментированное письмо.)

  79. Выполнение задания в рабочей тетради
  80. (Задание 1 - самостоятельное выполнение.)

  81. Загадка-шутка
  82. — Какие слова состоят из ста одинаковых букв? (Стог, сток, стол, стон, стоп, стой, стою, стоя.)

  83. Подведение итогов урока
  84. — Как связаны фонетика и орфография?

    — Что изучает орфоэпия?

    — Зачем нужно изучать фонетику и орфоэпию?

    Домашнее задание

  85. Учебник: §4, упр. 15, 19, 21.
  86. Рабочая тетрадь: задание 5.

    Фонетика. Орфоэпия - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе

    Цель: закреплять знания о фонетике и орфоэпии русского языка, понятие о соотношении фонетики и орфографии, произ­ношения и правописания.

     

    Планируемые результаты: владение навыками фонетического анализа слова; знание порядка фонетического разбора; умения выразительно читать, объяснять языковые процессы и явления, работать в группах.

    Ход урока

  87. I. Организационный момент
  88. II. Проверка домашнего задания
  89. Упр. 10, 13 - чтение и анализ творческих работ.

    Выступления (ситуации общения) и их обсуждение.

    III. Самоопределение к деятельности

    — Что такое звук?

    Чем звук отличается от буквы? Можно ли произносить бук­вы? (Звуки мы слышим и произносим. Буквы произносить нель­зя, они являются лишь графическим изображением звуков.) Что вы можете рассказать о звуках в русском языке?

    Какая наука изучает звуки? (Фонетика.)

    Какая наука тесно связана с фонетикой? Что она изучает? (Орфоэпия — раздел науки о языке, в котором изучаются пра­вила, законы, нормы правильного произношения.)

    Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по фонетике и орфоэпии, потренироваться в фонетическом разборе слов.)

  90. Работа по теме урока
  91. Работа по учебнику
  92. (Обсуждение вопросов и задания рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 12).)

    Дополнительные вопросы

    Сколько букв в русском алфавите? (33.)

    Сколько звуков в русском языке? (Количество звуков под­считать практически невозможно. Мы группируем сходные звуки и обозначаем их определёнными буквами.)

     

    Назовите все буквы русского алфавита.

    (Несколько учеников рассказывают. Необходимо следить за тем, чтобы все буквы были названы правильно.)

    Какие буквы не обозначают звуков? (Буквы ъ и ь.)

    Какие буквы могут обозначать два звука? (Буквы е, ё, ю, я.)

    Произношение каких гласных и согласных звуков не совпа­дает с написанием? (Безударных гласных, а также согласных на конце слова и перед противоположными по звонкости со­гласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.)

    Что называется транскрипцией? (Запись слов, соответству­ющая звучанию.)

  93. Фонетический разбор слов
  94. (Чтение теоретического материала учебника (с. 12). Далее раз­бор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 — частота, вариант 2 — чистота.)

    Что вы заметили? (Фонетический облик этих слов одинаков: [ч'истата], значит, правильно написать слово поможет только контекст, проясняющий его значение.)

    Составьте и запишите словосочетания с обоими словами. (Частота пульса, душевная чистота.)

  95. Работа по учебнику
  96. Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоя­тельных наблюдений” (с. 15).
  97. Упр. 14, 16 — выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учениками, обсуждение вопросов.
  98. Упр. 17 — отработка произношения скороговорок, обсужде­ние вопросов, самостоятельные наблюдения
  99. Упр. 18 — отработка правильного произношения: алфавит, му[з']ёй, сантиметр, скворё[ш]ник, яй[ш]ница.
  100. — Запишите слова в алфавитном порядке.

  101. Упр. 20 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.
  102. Закрепление изученного материала
  103. Фонетический анализ слов
  104. — Определите, в каком слове букв меньше, чем звуков. Чувство, стоять, поют, тёплый.

  105. Работа по учебнику
  106. (Упр. 22 — комментированное письмо.)

  107. Выполнение задания в рабочей тетради
  108. (Задание 1 - самостоятельное выполнение.)

  109. Загадка-шутка
  110. — Какие слова состоят из ста одинаковых букв? (Стог, сток, стол, стон, стоп, стой, стою, стоя.)

  111. Подведение итогов урока
  112. — Как связаны фонетика и орфография?

    — Что изучает орфоэпия?

    — Зачем нужно изучать фонетику и орфоэпию?

    Домашнее задание

  113. Учебник: §4, упр. 15, 19, 21.
  114. Рабочая тетрадь: задание 5.
Категория: 6 класс | Добавил: BelousovaEleonora (01.09.2020)
Просмотров: 206 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: