Сайт русского языка и литературы

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки русского языка » 6 класс

Глагол. Повторение

"Глагол. Повторение".

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Глагол».

Задачи:

Образовательные:

  • повторить изученные сведения о глаголе как части речи;
  • закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;
  • отработать морфологический разбор глагола;
  • выявить назначение глагола в речи.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
  • способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление: операция анализа, выделения главного, обобщения;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать и совершенствовать навыки работы в группе, в парах, индивидуально;
  • совершенствовать творческие способности;
  • развивать выразительность речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация (Приложение 1), таблица «Морфологический разбор глагола», карточки с текстом для лингвистического анализа, карточки с кроссвордом, конверты с домашним заданием.

Ход урока

I. Организационный момент. Начало урока

Сегодня, ребята, мы с вами повторим и обобщим сведения о части речи, изучением которой занимались на протяжении многих уроков. И начнем работу с лингвистической разминки. Работать вы будете в парах.

II. Лингвистическая разминка (слайд 2) Приложение 2

Итак, возьмите карточки салатового цвета. На них изображен кроссворд. Ваша задача состоит в том, чтобы найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде.

Самопроверка.

Назовите ключевое слово (глагол). Проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд (Слайд 3). А теперь, ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока (Повторение темы «Глагол»).

III. Фронтальный опрос

Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе (Вопросы на слайде 4).

IV. Работа с эпиграфом

Да, ребята, глагол – это непростая часть речи, но интересная. Давайте прочитаем слова А. Югова, написанные на доске: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголах струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!». Объясните, как вы понимаете эти слова. (Глагол – это важная часть речи. Без него трудно обойтись. Глагол является основой языка). А.Н. Толстой говорил, что «найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». В чем же назначение глагола? (Движение, действие)

V. Морфологический разбор глагола

Что мы с вами сейчас повторили о глаголе? (Его морфологические признаки). Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. А только ли по морфологическим признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи? (Нет, мы должны еще определить общее грамматическое значение слова и его синтаксические признаки.) Давайте докажем это. Выпишем из эпиграфа глагол и выполним морфологический разбор данного слова (таблица).

Струится – глагол.

Кровь (что делает) струится. Н.Ф. – струиться.

Морф. приз.: несов. в., 2 спр., изъяв. накл., наст. вр., 3 л., ед.ч.

В предложении является сказуемым.

Вопросы: Как изменяются глаголы в настоящем времени? Как изменяются глаголы в прошедшем времени? На какие две группы делятся морфологические признаки глагола?

VI. Лингвистический анализ текста

Морфологические признаки глагола усвоили. А теперь, ребята, нам предстоит разобраться в том, какую роль играют глаголы в художественных произведениях. Вашему вниманию я предлагаю поэтический текст В. Солоухина «Слово о словах». Возьмите желтые карточки. Я вам прочитаю это стихотворение, а вы послушайте (Приложение 3).

Вопросы к тексту:

  1. О чем, ребята, это стихотворение?
  2. Каким может быть слово? (Суровым, грубым, холодным, грустным, ласковым, теплым, нежным, радостным.)
  3. О чем заставляет задуматься это стихотворение? (Прежде чем что-то сказать, надо сначала хорошенько подумать, чтобы не причинить боль другому человеку, чтобы его не обидеть, не ранить.)

А ведь автор в этом стихотворении говорит нам не только о весомости, ценности и значимости слова. Он обращает наше внимание на то, что слово к тому же еще и действенно. С помощью какой части речи это достигается? (Глагола). Мы еще раз убедились с вами в том, что назначение глагола – выражать само действие.

VII. Физкультминутка (зарядка для глаз).

VIII. Групповая работа по тексту стихотворения.

Продолжим с вами работу с текстом стихотворения. Задания вы будете выполнять по группам (Слайд 5). Проверка работы.

IX. Работа с изобразительно-выразительными средствами

Ребята, а вы обратили внимание на то, что в этом тексте встречаются художественные средства выразительности. Назовите их. (Эпитет, метафора). Давайте вспомним с вами определения (Слайд 6). Найдите в тексте эти средства выразительности. (Эпитет: сурово сурово; метафоры: слово одарит, ограбит, лед расплавит, камень раздробит, жаворонком вьется, медью траурной поет). Автор в этом стихотворении показал нам, как слово может воздействовать на окружающий мир. А только ли с помощью глагольных метафор это можно сделать? Какое еще средство выразительности связано с глаголом? (Олицетворение). Приведите примеры из домашнего задания. (Буря кроет, завоет, заплачет, зашумит, постучит). Какова же роль глаголов в художественном произведении? (Благодаря мастерскому использованию глаголов в переносном значении художественный текст полон движения жизни).

X. Составление синквейна

А теперь каждый из вас попробует создать свой поэтический текст о глаголе – синквейн (Слайд 7). Поможет вам в этой работе эпиграф к уроку. Проверка задания.

XI. Подведение итогов

Итак, ребята, давайте подведем итог. Какую же роль играют глаголы в нашей речи? (Умелое использование глаголов, их прямого и переносного значения обогащает нашу речь, делает ее более яркой и образной.)

Вывод: Движение – это основа жизни, а передающие движение глаголы – основа языка (Слайд 8).

XII. Домашнее задание

(Две карточки: одна обязательна для всех – закончить пословицы, другая со звездочкой – для желающих).

Приложение 4

 

Категория: 6 класс | Добавил: BelousovaEleonora (08.09.2015)
Просмотров: 897 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: