Глагол. Повторяем орфографию.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду - в движенье всё придёт.
Цель урока: привести в систему
орфографию по теме "Глагол", проверить умение
видеть орфограммы.
Оборудование: доска, сигнальные
карточки (Е-И), оценочные карты.
На доске запись:
Должны знать орфограммы
- "правописание -не с глаголами, -тся и -ться, -ь,
- суффиксов -ова(-ева), личные окончания глаголов I
и II спряжения",
- попутные орфограммы.
Слово учителя.
Вспомним, какую часть речи мы закончили
изучать? (глагол).
Почему говорят "Глагол - это самая живая часть
речи"? (ответы учащихся).
Обратим внимание на запись на доске:
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
Какую картину вы видите? (всё в движении)
Какая часть речи помогает увидеть движение?
(глагол).
А теперь обратим внимание на эпиграф, что о себе
говорит глагол? (работа с эпиграфом).
Следовательно, мы должны уметь грамотно с ним
обращаться.
I. На дом было задано повторить всё, что мы знаем
о глаголе и собрать все орфограммы по теме.
Начнём с блиц-опроса в письменной форме (в
тетради). Ваша задача записать только ответы.
- Глагол какого времени не имеет лица?
- Какой глагол господствует в предложении, не
допуская в него подлежащее?
- Назовите окончание инфинитива.
- Глаголы настоящего и будущего времени
изменяются:
- Назовите суффикс прошедшего времени.
- Назовите суффикс глагола в форме
повелительного наклонения.
- Глаголы прошедшего времени изменяются по:
- Если глагол прошедшего времени в форме 1 лица
оканчивается на -ую(-юю), пиши суффикс:
- Назовите окончания глаголов в форме 2 лица ед.ч.
- Назовите суффикс глагола, который указывает на
возвратность.
- При помощи приставки глаголы образуются обычно
от:
- От существительного глаголы чаще всего
образуются при помощи суффиксов:
Производится взаимопроверка:
- 2 ошибки - "4",
- 3-4 ошибки - "3",
- 5 и более - "2".
Ответы записаны на доске.
II. А сейчас используем наши знания на
практике.
Образуем нужную форму от глаголов (инфинитив и 2
лицо ед.ч.):
(У доски 4 человека -остальные в тетради).
(Самопроверка по ответам на доске, работа с
оценочными картами)
III. 1. Итак, окончания зависят от спряжения.
Проверим, как мы умеем определять спряжение
(устная работа, с использованием сигнальных
карточек).
Рублю, борюсь, успею, стелю, бегу, мечтаю, держу,
прилетаю, ценю, хочу, брею.
2.А сейчас проведём буквенный диктант на
правописание -е(-и) в окончаниях глаголов:
1.Лает -е |
6.Убирает -е |
2.Видит -и |
7.Гонит -и |
3. Строит -и |
8. Клеит -и |
4.Рубит -и |
9. Порхает -е |
5.Стелет -е |
10.Сеет -е |
(Взаимопроверка по записи на доске, работа с
оценочными картами)
IV. Разминка "Определить наклонение".
Назначьте дежурных, отправился бы на прогулку,
охранять склад, отдыхаю в санатории, поехал бы в
лес, отпустит на волю, не буду мешать, проверьте
задачу, прийти на помощь.
V. 1. Творческая работа.
Заменить словосочетания глаголом в прошедшем
времени:
Испытывать радость (радовался);
Давать советы (советовал);
Подвергать критике (критиковал)
(работа проводится у доски и в тетради)
2. Обратимся к сборнику упражнений (упр.194.)
Как вы решите эту задачу?
VI. 1. Практическая работа на правописание -Ь:
1.Дочь -ь |
6. Крикнешь -ь |
2.Около рощ - |
7.Много туч - |
3.Жечь -ь |
8.Беречь -ь |
4. Лечь -ь |
9.Багаж - |
5. Молодёжь -ь |
10.Назначьте -ь |
(Взаимопроверка, работа с оценочными картами)
2. Забежали глаголы и попросили вас проверить на
них свои знания
(увидеть орфограммы и морфемный состав):
1. Разрастаются;
2. Пригорели;
3. Прикасаться;
4. Расстилаем.
(Взаимопроверка, ответы записаны на доске,
работа с оценочными картами)
4. Словарный диктант-срез:
(Не) сгоришь, ты бросаешься,(не)годовать,
записывать, вытирать,
подняться на гору, прячься, стеречь, принёс
бы, искупается.
(Итог: выставить результаты в оценочные карты,
подсчитать баллы и вывести средний балл)
Рефлексия.
Обращаем внимание на запись "должны знать"
VII. Запишем домашнее задание:
1 группа. Составить текст с использованием
орфограмм по теме "Глагол" (5-7предложений)
2 группа. Подготовить карточки по теме
"Глагол". Орфография
|