Сайт русского языка и литературы

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки русского языка » 6 класс

Морфемика
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе Цели: повторить понятия морфема, орфограмма, опознава­тельные признаки орфограмм; закреплять навыки обнаружения орфограмм, фонетического и морфемного разбора слов. Планируемые результаты: знание порядка морфемного разбо­ра слов; умения выделять морфемы в словах, обнаруживать и объ­яснять орфограммы в разных морфемах, выразительно читать, объяснять языковые явления; развитие мотивации к исследова­тельской деятельности. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания Упр. 15 - чтение отрывков стихотворений, подобранных учащимися. Упр. 19 — выразительное чтение стихотворения, фронтальная проверка, фонетический разбор на доске. Комментарии Слова с безударным е в корнях: (на) земле, чернеют, мелькают, (по) небосводу, цветными, ветров. Слово с оглушением звонкого согласного на конце: ветров. Фонетический разбор слов: [з'имл'э], [ч'ирн'эй'ут]. Упр. 21 - чтение слов группами с объяснением. Задание 5 из рабочей тетради — взаимопроверка. III. Самоопределение к деятельности — Как называются части слова? — Какое общее название имеют части слова? — Что такое орфограмма? — Как обнаруживать орфограммы в словах? — В каких морфемах могут встречаться орфограммы? — Почему важно при выборе орфограммы определять часть речи? (Часто написание, как и смысл, зависит от принад­лежности слова к той или иной части речи.) — Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по морфемике, потренироваться в морфемном разборе слов, в распознавании орфограмм в разных частях слова.) Работа по теме урока Работа по учебнику (Обсуждение вопросов и задания рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 16).) Дополнительные вопросы Как отличить форму слова от однокоренного слова? Как вы понимаете слова: “Орфограммы являются точками применения правил”? Найдите такие “точки” в словах упр. 19 (кроме тех, кото­рые выписали дома). (Дача, в поле, погоду, стаями, осенней, светлой, лёгкий, роща, дорожа, листьями, чёрных, ропщет, слушает, дрожа, разгул, (на) перепутьях.) В каких частях слова вы обнаружили “точки” применения правил? Морфемный разбор слов (Чтение теоретического материала учебника (с. 16). Морфем­ный разбор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 - осенней, вари­ант 2 — (на) перепутьях.) Работа по учебнику Упр. 23 — устное выполнение. Упр. 24 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой. Упр. 29 - комментированное заполнение таблицы на доске и в тетрадях. Морфема Буква ё о е и Корень шёрстка, щёлкать, шёлковый, жёлудь, щёлка, чётный, жёсткий, пчёлка, шёпот, щётка, жёлтый, чёрный, чёрточка шов, крыжовник, шорох цилиндр, акация, цирк, цифра, демонстрация, циклон, цитрусовый Окончание стережёт в чужом краю, врачом, отцом, свечой, в большом здании на свежем воздухе, товарищем, полотенцем Упр. 27, 28 - выразительное чтение текстов, обсуждение, выполнение письменных заданий по выбору или по вариантам. Комментарии Основная мысль текста “Мещёра” заключена в словах “Лю­бовь к родной земле не забудется”. Варианты заглавия текста И. Бунина: “Осеннее утро”, “Хо­лодное солнце осени”. Дополнительный вопрос - С помощью каких приёмов И. Бунин рисует картину при­роды? (Примерный ответ. Писатель передаёт свежесть и ти­шину утра с помощью повторов, однокоренных слов и слов, близких по смыслу: светло, солнце, блестело, ослепительно, белый, холодный (в сочетании с окружающими словами это слово подчёркивает свежесть утра), в солнечных лучах, в сол­нечном блеске, сверкали, светло-золотые, пригретые солнцем; тихо, тишину.) Закрепление изученного материала Работа по учебнику (Упр. 25 - выразительное чтение стихотворения, письменное выполнение задания на доске и в тетрадях.) Комментарии Изменяемые слова, основа которых состоит из: а) корня - станции, (к) северу, вьюгой, золотые, (в) голу­бых сугробах, (под) луною, (в) окне, земля, (за) спиной, (на) пути, (в) большие города; б) корня и суффикса — маленькие, полевые, лесные, (с) тополиной; в) приставки, корня и суффикса - промелькнут, покажется. Выполнение заданий в рабочей тетради (Задания 2—4 — самостоятельное выполнение по вариантам с последующей проверкой.) Лингвистическая задача — Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? Переправа, переводчик, перина, периодический. (Переводчик. Окон­чание нулевое.) Подведение итогов урока — Какие орфограммы в корнях слов вы знаете? — Назовите известные вам орфограммы в приставках. — Почему важно изучать морфемику? Домашнее задание Учебник: § 4, 5, упр. 26, 30 (подготовиться к диктанту). Подготовиться к тестовой работе по темам “
Категория: 6 класс | Добавил: BelousovaEleonora (01.09.2020)
Просмотров: 237 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: