"Веселая фразеология" . Игра для учащихся 6-го класса
Цель мероприятия:
- популяризация знаний по лексике русского языка;
- развитие речевых навыков (умение пользоваться
фразеологизмами в речи);
- развитие умения работать в группе.
Оборудование:
- высказывание А.И. Ефимова «Фразеологизмы – это
перлы, самородки и самоцветы родного языка»;
- названия туров: «Всяк молодец на свой образец».
«Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Взялся за
гуж – не говори, что не дюж»;
- иллюстрации к фразеологизмам.
Подготовительная работа: изучение темы
«Фразеология» на уроках основного курса
русского языка; создание иллюстраций к
фразеологизмам группой учащихся; составление
кроссворда.
Организация игры.
В игре участвуют две команды, отбор участников
производится непосредственно перед началом игры
из числа находящихся в зале: присутствующим
предлагается назвать фразеологизм по
иллюстрации и объяснить его значение. Пример
иллюстрации <Рисунок 1>,
<Рисунок 2> Давшие полный
ответ становятся игроками, ответившие частично
получают жетон «умника». Жетоны также вручаются,
когда зрители отвечают на дополнительные
вопросы в процессе игры. По окончании игры все
участники, получившие жетоны, награждаются.
Игроки команд получают задания туров в
конвертах разного цвета с символикой
соответствующего тура.
Ход игры
Тур первый. «Всяк молодец на свой образец».
Символика <Рисунок 3> ,
<Рисунок 4>
Задание командам:
вопрос 1: Какое из двух словосочетаний является
фразеологизмом, и почему вы так думаете?
золотые зубы – золотые руки |
важная деталь – важная птица |
медвежья услуга – медвежья берлога |
горькая правда – горькая микстура |
волчий хвост – волчий аппетит |
принимать продукцию – принимать участие |
приходить в голову – приходить в школу |
выйти из комнаты – выйти из положения |
дрова разгорелись – глаза разгорелись |
cбивать с дерева – сбивать с толку |
вопрос 2: Вспомните, какие фразеологизмы вошли в
нашу речь из сказок?
/ командам даётся 2 минуты, зрителям в это время
предлагается узнать сказки А.С. Пушкина, в
которых встречаются фразы:
в путь-дорогу снарядился
с утра до ночи
глаз не сводит
день и ночь
спору нет
делать нечего/
вопрос 3: Какие слова в данных фразеологизмах не
могут сочетаться с другими словами? Что они
означают?
бить баклуши |
точить лясы |
зрителям: |
попасть впросак |
закадычный друг |
мурашки бегают |
заклятый враг |
кромешная тьма |
|
сломя голову |
с гулькин нос |
|
вопрос 4: Какое из выделенных слов в каждой паре
словосочетаний нельзя заменить антонимом и
почему?
принести стул – принести пользу |
поднять тревогу – поднять занавес |
отдать книгу – отдать честь |
глубокое озеро – глубокое уважение |
зрителям: короткое пальто – короткое замыкание
вопрос 5: Какое прилагательное ( одно для группы
) может превратить слова во фразеологизмы
век, середина, правило |
удар, система, затмение |
суп, шут, чучело |
полюс, буря, поле |
ответ: золотой, гороховый, солнечный, магнитный
Перемена. Жюри подводит итоги 1 тура.
Игра со зрителями:
Объясните значение и происхождение
фразеологизмов:
время истекло
ахиллесова пята
рог изобилия
запретный плод
держать порох сухим
одним миром мазаны
Тур 2. «Без труда не вынешь рыбку из пруда»
Символика: <Рисунок 5>,
<Рисунок 6>
Задание командам:
В данных парах предложений назовите
фразеологизмы. Докажите.
1. Он чуть было не проговорился, но вовремя
прикусил язык. – Я хотел было завести разговор с
моим ямщиком, но только что раскрыл рот, меня
подбросило, и я прикусил язык.
Никиту как ветром сдуло с веранды. – Ярче
синеет лёд посреди Дона, где ветром сдуло снег.
Нет, тут надо всё как следует обдумать. – Никто
не знал, как следует с ним держаться и как ему
угодить.
Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да
понюхает пороху, да будет солдат. – Подружившись
с артелью бурлаков, Рахметов стал помогать
тянуть лямку и через неделю запрягся в неё.
2. Засучив рукава, я доставал выскальзывавших из
рук живых рыб, бросал их на дно лодки. – Ребята
работали засучив рукава.
Петр Сергеевич давно уже махнул рукой на жизнь
и живёт нехотя. – Ваня махнул рукой и побежал нам
навстречу.
Мужчины посмеивались: кто-то видел, как
богатырь-агроном носил жену на руках. –
Настенька, сестрица моя! Мушке-комарику не дам
обидеть тебя, на руках носить буду!
А я бы этого Джека выучил многому. Он бы у меня
на и на задних лапах ходил, и через голову
кувыркался бы… - Из-за чего Молчалин ходит на
задних лапках перед Фамусовым и перед всеми
важными гостями?
Перемена. Жюри подводит итоги 2 тура и общие.
Игра со зрителями: «Весёлые картинки». Ведущий
показывает зрителям картинку с изображением
медведя, мышки, петуха т.д. (<Рисунок
7>, <Рисунок 8>, <Рисунок 9>, <Рисунок 10>, <Рисунок 11>), зрители
называют фразеологизмы, содержащие название
животного. Жетон «умника» получает тот, кто
завершит цепочку фразеологизмов.
Тур 3. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»
Символика: <Рисунок 12>
Задание командам: Замените в предложениях выделенные
выражения фразеологизмами. (Команды получают
одинаковые листы с заданием, которое выполняется
за ограниченное время – 5 минут. Победитель
определяется по количеству правильных ответов).
- Мы совершенно искренне пожелали им
счастливого пути. // от всего сердца
- Сосед без всякого основания, без видимой
причины перестал с нами здороваться. // ни с
того ни с сего
- Мы сделали всё возможное, чтобы выполнить
задание. // в доску разбились
- Здесь написано совершенно чётко, определённо.
// чёрным по белому
- На следующиё день Валера вёл себя так, будто
ничего не случилось. //как ни в чём ни бывало
- Надо, несмотря ни на что, непременно сделать
это. // во что бы то ни стало
- В разговоре он находчив, не растеряется, знает
как ответить. // за словом в карман не лезет
- Много прошло времени с той поры. // много воды
утекло
- Мы совсем было уже впали в уныние, отчаялись.
// нос повесили
- Мне надо поговорить с тобой наедине, без
посторонних. // с глазу на глаз
|