Виды сказуемого и способы его выражения.
Цель:
Создание условий для:
- Развития лингвистической компетенции через
умение анализировать текст, строить устное
связное высказывание по теме "Виды сказуемых и
способы его выражения”;
- Развитие коммуникативной компетенции на основе
технологии обучения в сотрудничестве;
- Воспитания эстетических чувств и эмоциональной
сферы личности.
Ход урока
Презентация
Слайд 1
1. ОНУ
Добрый день, ребята. Я очень рада вас видеть.
Желаю вам и себе хорошего настроения на уроке.
Надеюсь,
Вы находитесь в группах по пять человек. У
каждого из вас есть рабочий лист. Подпишите его.
Мы будем использовать его в качестве рабочей
тетради. К листам прикреплены номера. Они нужны
будут нам для работы. На уроке нам понадобится
учебник русского языка, ручка, карандаш, дневник.
2. Актуализация знаний.
Слайд 2
Перед вами несколько высказываний. Прочитайте.
Подумайте, что их объединяет? Попытайтесь
интонационно выделить ключевые слова.
1. Осень – это время года, сразу после которого
начинается ожидание весны.
2. Зима – гравюра, весна — акварель, лето –
живопись масляными красками, а осень – мозаика
из всех времен года.
3. Весной сердце ошибается, а осенью подводит
итоги.
4. Осень холодная, мерзкая, дождливая, ветреная...
Но она становится тёплой и уютной, если ты в ней
не один.
- Ребята, что вы знаете о грамматической основе
предложения?
- Выделите грамматические основы в данных
предложениях.
3. Целеполагание.
- Ребята, во всех ли предложениях вы без
затруднений обозначили грамматическую основу
или где-то возникли сомнения? … А почему? (Не
всегда сказуемое выражено глаголом).
- Что вы знаете о сказуемом? На рабочем листе есть
шкала, напоминающая градусник. Заштрихуйте часть
градусника, представив, что это ваши знания по
данной теме.
Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
(Сказуемому)
Слайд 3
- Наша задача – провести небольшое
исследование с целью выявления грамматических
особенностей сказуемого.
- А для чего, по-вашему, нам нужны эти знания? ….
(Для совершенствования вашей речи). Итак, тема
урока: "Виды сказуемого и способы его
выражения”
4. Изучение нового.
Слайд 4
Перед вами соответствующая схема. Как видите,
она пуста. Нам необходимо ее заполнить
теоретическими сведениями. Работа в группах, на
мой взгляд, поможет нам это осуществить. У
каждого из вас есть стикер с номером. Это номер
вопроса, над которым вы будете работать. В каждой
группе 5 человек и столько же вопросов по теме.
Слайд 5
- Что обозначает сказуемое? (стр. 132)
- Какие виды сказуемых существуют? (стр.132)
- Каковы особенности простого глагольного
сказуемого? (стр.133)
- В чем отличие составного глагольного
сказуемого? (стр.133)
- Каковы особенности составного именного
сказуемого?
Предлагаю обратиться к "интеллектуальному
самоучителю?”. Что я имею в виду? (учебник)
параграф 17, стр.132-136.
В течение 5 мин. каждый из вас погружается в
теоретический материал, чтобы найти ответ на
поставленный вопрос. В рабочих листах вы
представляете схему-опору по изучаемому вопросу.
Я буду выступать в роли вашего помощника.
Этот этап работы завершен. Каждый из вас стал
своего рода экспертом в своем вопросе. Предлагаю
организовать "Встречу экспертов” Ваша цель:
сравнить схемы- опоры, обсудить и выбрать
оптимальный вариант представления информации.
Время - три минуты.
Я вновь ваш помощник, консультант. ….
Время истекло. Экспертам необходимо собраться
в первоначальные группы для следующего этапа
работы.
Наступил этап взаимообучения. Обменяйтесь
приобретенными знаниями обо всех особенностях
сказуемого так, чтобы было понятно каждому.
Задача ясна?
В своих рабочих листах вы можете сделать
дополнительные записи.
!!!!! во время работы групп прикрепить
дополнительные стикеры учащимся, которые будут
отвечать…
5. Микроитог.
А теперь подведем итоги. Вернемся к схеме. Слайд
6
Ответить предстоит тем, у кого оказался
прикреплен к стулу цветной стикер. Посмотрите,
кому из вас улыбнулась удача.
- Что обозначает сказуемое? Слайд 7
- Какие виды сказуемых существуют? Слайд 8
- Каковы особенности простого глагольного
сказуемого? Слайд 9
- В чем отличие составного глагольного
сказуемого? Слайд 10
- Каковы особенности составного именного
сказуемого? Слайд 11
6. Закрепление.
Напомните, какой теме были посвящены
высказывания, с которыми мы работали в начале
урока.
Предлагаю вам поэтический текст на эту тему. Слайд
12
- Перед вами стихотворение неизвестного автора.
Позвольте мне его прочитать. Послушайте и
подумайте, каково настроение лирического героя?
Совпадает ли оно с вашим восприятием осени?
Осень золотая! – говорят поэты.
Я скорее ржавой назову её.
Пусть меня презреньем наградят эстеты,
Но, увы, такое мнение моё…
Вижу я повсюду слякоть, дождь и лужи,
Лица недовольных, сгорбленных людей.
Треть из них чихает, голос их простужен
(Семьдесят процентов – женщин и детей!).
Осень - это скука... И темнеет рано:
В пять уж ночь настала, тело хочет спать,
Тело покидает мягкости дивана,
К чёрту телевизор - шагом марш в кровать!
Был бы я медведем, я б не знал заботы –
Дрыхнул бы в берлоге мирно до весны,
И к восьми не мчался б рысью на работу,
Спал бы лишь и видел розовые сны.
Напоминаю вопрос: каково настроение
лирического героя? Совпадает ли оно с вашим
восприятием осени?
- В стихотворении есть строки: "Пусть меня
презреньем наградят эстеты”. Кто такие
"эстеты”? И почему лирический герой думает, что
они "наградят его презреньем”?
Эстеты (древнегреч. "чувствующий”) –
поклонник искусства, ценитель изящного.
Понравилось ли вам стихотворение?
- Вспомните поэтические строки, где тема осени
звучит по-иному.
Но вернемся к исходному тексту.
- Как можно соотнести этот поэтический текст с
тем языковым материалом, который мы исследовали?
- Приведите примеры простого глагольного,
составного глагольного и составного именного
сказуемых.
Какова их роль в тексте?
Есть такое высказывание " Сказуемое- это
рельсы, по которым движется мысль” Как вы его
понимаете?
7. Домашнее задание: напишите
небольшое сочинение-рассуждение на
лингвистическую тему: " Сказуемое – это рельсы,
по которым движется мысль”
Вернемся к шкале знаний. Заполните ее
настолько, насколько глубже стали ваши знания по
теме "Сказуемое и способы его выражения”
Приложение.
|