1. Почему такое название? |
Высшим образцом для подражания были произведения Древней Греции и Рима, обращение к античной литературе как идеальным образцам (образцовый = классический). |
2. Чем вызвано появление литературного направления? Время? Когда появилось? |
Абсолютная монархия, XVII в. Франция начало XVIII в. - Россия, правление Петра. |
3. Что обозначает слово классицизм? |
Латинское ratio - разум. |
4. Каковы задачи литературного направления ? |
Воспитание человека в духе верности абсолютистскому государству. Главная задача человека - выполнение своих обязанностей перед государством и монархом. |
5. Что описывается в произведении и как. |
То, что интересует аристократию и власть: важнейшие события, политика, войны. Активное обращение к
общественной, гражданской проблематике.
|
6. Кто основные герои? |
Полководцы, цари, государственные деятели. |
7. Какие жанры и стили характерны для литературного направления ? |
Строгая классификация:

|
8. Кто герой? Какие события? Каков язык (стиль) произведений? |
Герои, события соответствуют стилю (высокий: полководцы, цари, низкий: обычные люди, их жизнь.)

|
9. Какой главный признак “классических” произведений? |
“3 единства” время - 1 сутки
Место - 1 “дом”
Действия - 1 сюжетная линия (1 конфликт); все действующие лица связаны с сюжетом, нет побочных, внесценических персонажей.
|
10. Какие герои? |
Условные. Схематичные, четко делятся на положительных и отрицательных. Есть одна доминирующая черта. Положительные герои противопоставляются отрицательным. Идеализация положительных героев ---> схематичные герои (герой - носитель одной черты, добродетель или порок). |
11. Что такое “система амплуа”? Какие фамилии? |
Фамилии говорящие. Амплуа - англ. маска, стереотип характера. а) идеальная героиня; б) герой - любовник положительный; в) второй любовник, неудачник, отрицательный; г) резонер - почти не принимает участия в интриге, но высказывает точку зрения автора на все происходящее; д) обманутый отец; е) субретка, помощница главного героя. |
12. Какое количество героев в произведении? |
5 - 10 |
13. Что характерно для сюжета? |
- присутствует любовный треугольник
- порок в конце всегда наказан.
|
14. Как изображается природа. |
Нет, только городские пейзажи (скверы, фонтаны). |
15. Что лежит в основе эстетики? |
Произведение должно быть подобно формуле. Все ясно, четко! Разум, рационализм побеждают чувство (культура разума); “подражание природе”, (в природе все ясно, четко, подчинено правилам)
Основной конфликт: долг <-----> чувство (побеждает долг)
|
16. Какова роль автора? |
Выражает не “свое” мнение, а общественное --> “мы”. Но оценка точная, ясная. |
17. Какова композиция. |
Строгая, четыре действия в пьесе, в 3 кульминация, в 4 развязка.
Экспозиция – открывают пьесу второстепенные персонажи, которые знакомят с главными героями и рассказывают их предысторию. Действие замедляется длинными монологами.
|
18. Какой стихотворный размер. |
“Александрийский” - шестистопный ямб с цезурой после третьей стопы. |
19. Какое положительное значение? |
Человек должен выполнять свой гражданский долг, не надеясь на чудеса. |
20. Кто основатель? |
Буало, Мольер, Державин, Ломоносов. |
21. Примеры произведений. |
М.В. Ломоносов “Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.”
Д.И. Фонвизин “Недоросль”.
|